Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Бизнес по франшизе

20.05.2015

О том, почему рынок готового бизнеса активно развивается, какие тенденции наблюдаются в сфере франчайзинга и что будет дальше, мы поговорили с исполнительным директором Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрием Михайличенко.

— Юрий Николаевич, с чем вы связываете возросший интерес к готовому бизнесу?

— В условиях кризиса и снижения покупательной активности населения упали операционные прибыли практически всех игроков потребительского рынка. Исключение составляет продуктовый ритейл. Компании стараются сократить разрыв в прибыли за счет расширения сети. Собственных средств у них на это, как правило, нет, а кредиты с такими ставками не являются лучшим выходом. В этих условиях франшиза становится тем спасательным кругом, на который надеются компании. Поэтому бренды, которые раньше даже не задумывались о франчайзинге, в спешном порядке и зачастую «на коленке» формируют франшизные пакеты. Они начинают их продвижение, обещая потенциальным франчайзи золотые горы. По нашему мнению, это очень опасная тенденция. В то же время частные инвесторы все чаще выбирают франшизу как объект инвестиций — вместо вложений в недвижимость и в средства роскоши. Готовый бизнес в условиях кризиса выглядит более стабильным с точки зрения сохранения денег.

— Какие франшизы пользуются наибольшей популярностью у российских предпринимателей? Из каких сфер, в каких ценовых рамках?

— Безусловно, наибольшей популярностью пользуются известные бренды, но и региональные игроки от них не отстают. Инвесторам в регионах известности местной сети вполне достаточно для запуска еще одного предприятия по франчайзингу, а условия у регионального оператора при старте могут быть очень привлекательными. Популярность сейчас набирают операторы с небольшими инвестициями 1–4 млн рублей. За эти деньги вполне можно открыть точку фаст-фуда или ритейла.

— Можно ли говорить о сформировавшемся портрете предпринимателя, приобретающего франшизу? Какой он?

— Адекватный. Это определение наиболее точно описывает портрет франчайзи, которому нормальный франчайзер доверит свой бренд.

— В этом году Российская ассоциация франчайзинга выступила с инициативой создания Национального реестра франшиз. Как отреагировали на нее правообладатели франшиз?

— Сейчас в реестре 81 франшиза, и заявки продолжают поступать. При общем объеме рынка в 800–1000 франшиз мы надеемся к сентябрю собрать не менее 300 франшиз. Какая-то часть компаний традиционно не будет участвовать в переписи, а половина, я боюсь, не подойдет под формальные критерии.

— Расскажите, кто и по каким критериям проверяет франшизы?

— У нас есть три основных критерия. Во-первых, заявка должна быть от реального юридического лица или предпринимателя с подписью, печатью и реквизитами. Сейчас много ненастоящих франшиз, и такое требование служит способом защиты от них. Во-вторых, у компании должно быть хотя бы одно франчайзинговое предприятие. В-третьих, должны быть зарегистрированы права на товарный знак /знак обслуживания. Это формальные требования, но без них франшиза не является франшизой.

Процесс носит уведомительный характер. Компании направляют анкеты, которые принимаются исполнительной дирекцией Ассоциации и проходят экспертизу. При соответствии формальным критериям документы направляются на рассмотрение Комитета по стандартам ассоциации. Если франшиза соответствует указанным трем критериям и на нее не получен отрицательный отзыв комитета, то она размещается в реестре.

— Список франшиз, прошедших проверку, будет публиковаться в СМИ, на сайтах органов власти. А что будет с теми франшизами, которые проверку не пройдут?

— К сожалению, Ассоциация не может углубленно и по существу проверить франшизы не членов РАФ, поэтому мы размещаем информацию в том виде, в котором она к нам поступает. Ассоциация может гарантировать качество франшиз только своих членов. Задача реестра — отсечь откровенно липовые франшизы и собрать статистику, а при наличии обоснованных возражений участников рынка — не включать или исключать из реестра франшизы недобросовестных компаний.

— Каких франшиз, по вашему мнению, не хватает на рынке?

— Потенциал рынка франчайзинга в России вполне сопоставим с потенциалом рынка таких стран, как Бразилия, США, Китай (по количеству населения и благосостоянию). Только он у них заполнен на 90 %, а мы пока отстаем по абсолютным показателям примерно в 10 раз. Иными словами, у нас не хватает: разнообразности концепций франшиз в общественном питании, франшиз в ритейле, B2B секторе, производстве, ЖКХ, уходе за пожилыми людьми и детьми, здравоохранении, гостиничном бизнесе, малоэтажном строительстве, прокате автотранспорта и оборудования и так далее. Давайте честно, хотя бы сами себе, признаемся — рынок России пустой, особенно в регионах. Многие псевдоэксперты могут возразить: кризис, не до франчайзинга нам сейчас, дорогие кредиты и низкая покупательная способность. На что могу возразить я: без франчайзинга, успешных бизнес-моделей мы не сможем «закрутить» внутренний рынок, создать проводящие сети для импортозамещенных товаров, вовлечь деньги населения в экономический оборот. Деньги должны работать, причем по малому кругу, в регионе. Тогда и у населения они появятся. Хватит вкладываться в дорогие иномарки и недвижимость. Давайте заниматься предпринимательством, только давайте делать это красиво.

— Юрий Николаевич, как вы видите дальнейшее развитие рынка готового бизнеса?

— Он будет расти быстро и из регионов. Мы учимся работать по мировым стандартам и уже сами создаем неплохие бренды. Кризис заставит предпринимателей считать деньги и отучит заниматься самодеятельностью. Небольшая группа из 2–3 тысяч предпринимателей будет создавать и совершенствовать концепции, остальные — работать по франшизе: на проверенных бизнес-моделях, оптимизированных процессах. Классические стартапы и пустые инновации — не для кризиса. Здесь и сейчас главное — производительность труда, безошибочность технологии, лучшие условия по поставкам, лояльность потребителя и высочайшие стандарты деятельности. Франчайзинг поменяет лицо большей части рынка. Так было во всех странах — мы не исключение. Наконец-то у нас появится достаточное количество мощных национальных брендов для международной экспансии. Нам нужно не сидеть ощетинившись за забором, а уже сейчас строить планы по несырьевому экспорту. Пора заводить денежные потоки из-за рубежа, продавая франшизы в другие страны. Мы самая креативная страна мира, а нас меньше всего на глобальном рыке. Дальнейшее развитие рынка — за франчайзингом. Присоединяйтесь!

 

Источник.